Аккустическая корректировка

Список разделов foobar2000 Общая информация Звуковой тракт

Описание: DSP-фильтры и всё что касается вывода звука

Сообщение #1 mik » 09.12.2015, 01:17

Хочу поделиться опытом.
Вместо поисков мистических ,,настроек,, советую обратить внимание на аккустическую корректировку. Существуют программы , но стоят много денег, про ,,trinnov,, говорить не буду...
Все использованные проги-free. На что предеться потратиться - микрофон для замеров такого типа ...которыи нужно иметь.
http://www.audiophonics.fr/fr/micros-de-mesure/mi ... b-omnidirectionnel-p-8269.html
http://www.audiophonics.fr/fr/micros-de-mesure/da ... sb-micro-de-mesure-p-9389.html
....продаються со своим корректир. фаилом , что очень важно.
Все в 5 этапов :
1/ замеры в ,,REW,, .... http://www.roomeqwizard.com/
2/ просчет корректировочных фильтров в ,,REW,,
3/ корректировка кривои , акк. фазы и импульса в ,,rePhase,, и вывод mono.wav фаила 32bit
4/ склеиваем два (левыи и правыи ) .wav в один стерео фаил используя ,,Audacity,,
5/ используем этот фаил в Foobar со стандартным DSP convolver .

Важно оставаться в 44.1/16 сначала до конца процесса.
Подготовил винрар с этими программами , подскажите как их поставить для общеи скачки.
Могу закинуть кому-то в пм по wetrasfer ...и он поставит.

Добавлено спустя 24 секунды:
REW устанавливаем.
Даем корректир. фаил микрофона.
Изображение
Настраеваем грокость ( 70-75 дб ).... желательно.

Делаем поочередно замеры для левого канала потом правого , не сдвигая микрофон.
Используем для этого баланс или отключаем поочередно колонку.
Зона замеров- 1м2 в зоне прослушивания. По такому принципу.
Изображение
Микрофон вертикально вверх на уровне головы , используем такого типа подставку ...или мастерим сами.
http://www.thomann.de/fr/millenium_ms2005_mic_sta ... lid=CK2QhLaBzckCFWQUwwod0EsL6w
Сохраняем 6 левых и 6 правых замеров, например ( L01 , R01 , L02 , R02 .... и тд )

Добавлено спустя 19 секунд:
REW ... просчет фильтров.
Открываем 6 левых замеров. Выставляем их в 1/6 октавы.
Graph ... 1/6 smoothing.
Из этих 6 создаем одну ,, общюю,, ... ,,Average,, для дальнеишеи обработки.
Для этого входим в закладку ,, ALL SPL,, и жмем на кнопку ,, Average the Responses,,.
Появляется одна ,,общяя,, , закрываем все остальные.
Сохраняем ее для дальнеишеи работы в ,,rePhase,,. в формате .txt

Добавлено спустя 34 секунды:
Теперь фильтры.
Открываем эквалаизер ,,EQ,, , складываем нижнее окно ( для удобства).Использовать будем XMC-1 (emotiva), которыи бoльше подходит к экв. rePhase.
Target level ....ставим по середине нашеи кривои, у каждого будет свои.
Остальные настроики...
Изображение
Для корректировки токько низких можно попробовать ,например, посчитать фильтры 30 -300hz.
Изображение
Записываем фильтры. ..... Frequency.. Gain ... Q ..

Добавлено спустя 14 секунд:
Теперь ,, rePhase,,
Открываем ( без установки ). Открываем (скользим в окошко) наш .txt фаил -,, общии,, левыи.
Изображение
Вводим фильтры слева направо ( не обращая внимания на уже введенные значения ).
Генерируем фаил .wav
Сохраняем : L.wav .... левыи.

...... Делаем все то же самое для правого канала.

Добавлено спустя 20 секунд:
У нас 2 фаила : левыи и правыи. Теперь их нужно соеденить в один стерео.
,,Audacity,,.
Importer ...... audio .... L.wav ... R.wav. Сохраняем в stereo.wav ... 32bit
Изображение

Изображение

В Foobar используем стандартныи DSP convolver.
Даем ему полученныи фаил для корректировки.
Не забывать отключать эффект при прослушивании в наушниках.
Даем ухо-мозгу привыкнуть, удивляемся как многие вещи встали на свои места.

...Забыл про настроику громкости для замеров ..... примерно так.
Вложения
07.jpg
07.jpg (29.71 КБ) Просмотров: 7979
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #2 mik » 03.01.2016, 13:35

Можно конечно уменьшить количество замеров , снять один по центру длинным свипом , для корректировки низких стоячих волн.( регулируется здесь ).
Вложения
sweep.jpg
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #3 Aum » 09.01.2016, 00:09

Спасибо! Хороший опыт. Название темы - правильное использование эквалайзера! :smile:

Микрофон не каждому по карману, хотя кто ищет (капсуль панасоник 61а и паяльник в руки...).
Я пошел по другому пути: для измерения приблизительной ситуации с низкими частотами в комнате прослушивания - берем шумомер, если нет его, берем простой компьютерный микрофон, можно конечно попробовать использовать андроид/яблоко с программой шумомер, но там микрофон на голос настроен и точность очень приблизительна (но все же это начало), компьютерный должен на низких частотах дать "точнее" показания. Микрофон находится на месте прослушивания, там где ваши уши.

Далее записываем на сд (если транспорт сиди) или запускаем в фубаре "розовый шум", выставляем громкость шумомера - ~75db, если использовать комп. микрофон - в Room EQ Wizard есть инструмент замера шума. Скачиваем тестовые звуки низких частот (например от 50 до 200 гц).
На листике в клеточку рисуем график: ось у-db, ось х - частоты записанные на диск. Линия по х вдоль показаний шумомера при розовом шуме - (75 дб или сколько показал) - эталон, запускаем диск с записанными частотами и на графике по показаниям шумомера отмечаем "громкость" каждой частоты. В итоге видим картину нашей комнаты: пики провалы, у акустиков +-6дб для дома - норма, остальное нужно корректировать. Горбы можно эквалайзером придушить, ну а с провалами так просто не справиться. Там уже акустическая обработка помещения, установка саба(ов) и т.п. Как говориться, вэлком на спец. форумы.
Aum M
Аватара
Репутация: 23
С нами: 14 лет 8 месяцев

Сообщение #4 mik » 09.01.2016, 13:51

..капсуль панасоник..-все правильно , любои замерочныи микрофон достаточно линеиныи до 2-3 Khz даже без корректировочного фаила. Сам я использую APEX 220 с usb конвертером.
Но стандартным эквалазером ничего не поправишь. Например ,в моеи комнате узкие пики по 8 db на 54 и 82 Hz , ни на одном эквалаизере таких движков нет. Эквалаизер в стандартнои форме - вещь бесполезная , так как не корректирует ни акк. фазы, ни импульса.
Этим способом идет корректировка с точностию до 1/10 dB, Hz, Q . Все кто пробовал такои тип корректировки говорят в один голос : обратнои дороги нет... :smile:
Конечо можно упростить : один замер стерео (L+R одновременно ) по центру длинным свипом , посчитать фильтры по однои кривои, скорректировать и сгенерировать на прямую стерео.wav в Rephase и в convolver его.
По принципу стандартного стерео эквалаизера. Но лучше стерео (левыи-правыи отдельно), поправляет баланс , что повышает обьемность свуковои сцены.
Слушал Dirac live -делает ,практически то же самое , но за 650 евро ( стерео лицензия ). Кракнутых версии нет , так как они генерируют коррект. фаил у себя на сервере и тебе дают по mail.
https://www.minidsp.com/applications/digital-room-correction/dirac-live-setup
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #5 mik » 14.01.2016, 19:59

..капсуль панасоник..+ паяльник , про что говорит Aum .. да только все равно нужна зв.карта с фантомным питанием.
http://www.audiophonics.fr/capsule-micro-electret-panasonic-mce4000-p-1038.html
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #6 mik » 04.02.2016, 23:14

...забыл про фактор Q эквалазера в rePhase . Важно. Должен быть ..пропорциональныи..
Вложения
Q.jpg
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #7 mik » 06.02.2016, 18:25

В последнеи версии REW еквалаизер GENERIC дает хорошии результат , побольше фильтров , но довольно точно.
В rePhase использовать ... proportional Q .
Вложения
rew514gener.jpg
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #8 mik » 07.02.2016, 12:59

интересныи вариант для любителеи активных мониторов : в комлекте с DSP Dirac Live и замерочным микрофоном. :smile: ....по цене самои программы
и с DACoм.
http://www.xtz.se/product/tune-4
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #9 mik » 23.02.2016, 18:27

Audacity -нюанс:
для 100% уверенности , что каналы Левыи и Правыи не переворачиваются на выходе стерео.wav, нужно сначала скользнуть ( инпортировать )правыи , а потом левыи и назначить им соответсвующие каналы.
Не знаю с чем это связано...по-видимуму , случаеться.
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #10 mik » 22.04.2016, 19:37

Узнал такои нюанс : сгенерированныи корректировочныи .wav никогда не должен уходить в + db.
Должен быть всегда ниже 0.
Выбираем по одному из двух ( левыи или правыи) самыи ..громкии.. ( видно на картинке ) .. понижаем общии уровень на столько , чт бы увести в - db.
Например: - 1 db на выходе.
Для второго канала - понижаем общии уровень на столько-же дб , то есть на -3 db оба( пример картинки ). Логично : что бы не сбить баланс.
Вложения
niv.jpg
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #11 mik » 23.04.2016, 13:29

Речь идет о клипенге.
Вложения
niveau.png
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #12 mik » 07.05.2016, 22:22

Есть более простои способ подводить кривую напрямую в rePhase.
Ставим кальку N-2 (bank 02) и корректируем таким макаром (например). Она подведет уже скорректированную ( на кальке N 01 ) и просчитанную по "прямои" в REW кривую.
Изображение
Далее по плану.
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #13 AHAPXICT » 10.05.2016, 00:26

mik, я не по теме. Меня интересует калибровка VU meter, в смысле "преамп" (у меня +9дБ, по умолчанию +20дБ) какой сделать? С maklaud экспериментировали, но так и не пришли к какому нибудь решению. Почитал с десяток статей (научных) нечего нового не нашёл, как всегда у экспертов мнения разделились)))

Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:
У тебя наверно есть тестовый сигнал "правильный"

Добавлено спустя 1 минуту 5 секунд:
Термин dBu, введенный корпорацией Нива в 1960ом году означает, что децибелы соотносятся с величиной, равной 0.775 вольта. dBm соотносятся с энергией в один миливат. dBFS соотносятся с диапазоном PCM (0 dBFS – это максимальный цифровой уровень, который мы можем получить).
AHAPXICT M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 252
С нами: 11 лет

Сообщение #14 mik » 10.05.2016, 11:24

У меня так настроен на 2 компах ...работает нормально.
Они все по разному настроены. Нужно подбирать.
...если правильно понял твои вопрос.
Вложения
vum.jpg
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #15 AHAPXICT » 10.05.2016, 18:29

mik, это я и имел в виду. Спасибо за ответ. Только такой "преамп" не подходит, стрелки на любом материале лежат мёртво на нижнем уровне.
AHAPXICT M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 252
С нами: 11 лет

Сообщение #16 mik » 10.05.2016, 19:23

Знаю, нужно подбирать методом тыка.

Добавлено спустя 4 часа 13 минут:
Понимаю , что это чисто декоративная штука . Попробовал десяток разных - все с разнои чувствительностью. Поставь на минимум ( -30дб напр.) и добавляи по 5 дб , пока не оживут и подстрои поточнее.
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #17 AHAPXICT » 11.05.2016, 00:47

mik:это чисто декоративная штука
Полностью согласен. Я на фубар подсел именно из за VU метров, которые увидел в сборке Neutron от macarych, ещё года три назад.
Мне нравятся аналоговые приборы - ностальгия. На шкафу лежит полностью рабочий образец кассетник Vilma M 212C.
Нашёл видос на ютуб
phpBB [media]
AHAPXICT M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 252
С нами: 11 лет

Сообщение #18 mik » 11.05.2016, 11:28

Да , золотои век. Возвращаеться потихоньку: винил прет во всю (слушаю много) ,аналоговые HD касеты хотят вернуть , катушки.
http://www.monoandstereo.com/2016/05/horch-house-reel-to-reel-tape-deck.html
Один Sharp три семерки чего стоил.Легенда.
http://stereo.ru/to/c105-magnitola-sharp-gf-777-bolshoy-bumboks-ili-legenda
Не то что эти унылые 44/16. :smile:
Вложения
an-dig.png
mik
Автор темы
Репутация: 7
С нами: 9 лет

Сообщение #19 vladj » 11.05.2016, 13:30

mik:Один Sharp три семерки чего стоил.Легенда
Ну да...эти аппараты даже в выключенном состоянии глаз радовали, НО...
я перестал обращать на них внимание когда приобрёл Яузу 220 с ЛПМ от соньки и встроил в неё
систему динамического подмагничивания Сухова, ещё первую версию на пяти УД544 за которыми
спецом съездил в Москву и нашёл их там россыпью в наборе эквалайзера. Для тщательной настройки
тока подмагничивания собрал качественный генератор. В конце настраивал на слух сравнивая звучание винила
и этой приставки. При слепом прослушивании мужики были в растерянности при определении что играет.
Запускал трек на приставке, тот-же трек на виниле и подтормаживая вращение диска добивался совпадения
места проигрывания, а затем просто переключал входы. Хорошие были времена, кипяток горячей и винил рулил :biggrin:
vladj M
Аватара
Откуда: Пермский край
Репутация: 427
С нами: 14 лет 9 месяцев

Сообщение #20 simmons » 11.05.2016, 14:22

vladj:mik писал(а):Один Sharp три семерки чего стоил.Легенда
Сейчас хотят за него на и-бэй -
US $3,500.00

http://www.ebay.com/itm/Sharp-GF-777Z-Dual-Cassette-Cassette-Playback-Cassette-/272231489107
simmons M
Аватара
Репутация: 128
С нами: 15 лет 8 месяцев

След.

Вернуться в Звуковой тракт